Легенды о Кришне. Жизнь и Учение

вкл. . Опубликовано в Учения и пути

Поддержи нас в социальных сетях!

формат  .pdf,  797 стр.,  с иллюстрациями, размер архива  - 21,2 Мб

В трёх книгах: “Бхагавадгита”, “Анугита” и  Санатсуджата-парван”, - переведённых с санскрита академиком Б. Л. Смирновым, приводятся философские тексты “Махабхараты” с изложением Учения Кришны и рассказами о его великих подвигах и служении людям.

«Осенняя луна поднималась сияющим диском над кедровыми лесами, и ночью воздух наполнялся благоуханием диких лилий, в чашечках которых в течение дня, жужжа, собирали свой мед дикие пчелы. Сидя под большим кедром, у края лужайки, Кришна, утомленный тщетными земными войнами, устремил свои мысли к Небесным битвам и к бесконечности Неба.

Чем больше он думал о своей светлой матери и о явившемся ому мудром старце, тем ничтожнее казались ему его детские подвиги и тем живее становилось в нем влечение к Небесному.

Успокоительное очарование, воспоминание о чем-то божественном заливало все существо его. И тогда благодарный гимн Махадеву вырвался из его сердца, приняв форму чудной мелодии, поднявшейся к небесам.

Привлеченные этим волшебным пением, Гопи, жены и дочери пастухов, вышли из своих жилищ. Одни из них, встретив до дороге старцев из своего селения, возвращались назад, сделав вид, что срывают цветы. Другие подходили ближе, призывая: "Кришна! Кришна!", и затем устыдившись, убегали. Смелея всё более, женщины начали окружать Кришну целыми группами, подобно пугливым и любопытным ланям, зачарованные его мелодиями. Но он, погруженный в божественные сновидения, не видел их.

Возбуждаясь все более и более его пением, Гопи, не замечаемые Кришной, начали терять терпение. Никдали, дочь Нанды, упала на землю с закрытыми глазами в припадке экстаза. Сестра же ее, Сарасвати, более смелая, приблизилась к сыну Деваки и, приближаясь к нему, заговорила ласкающим и молящим голосом:

- О, Кришна! Разве не видишь ты, что мы слушаем тебя, и сон не слетает более в наши жилища? Твои песни зачаровали нас, о несравненный герой! Они приковали нас к твоему голосу, и мы уже не можем более жить без тебя.

- О, спой еще, - молила другая молодая девушка, - научи и нас владеть нашим голосом!

- Научи нас священному танцу,- просила третья женщина.

 

И Кришна, пробуждаясь от своих дум, взглянул на Гопи взглядом, исполненным благоволения. Он обратился к ним с тихими речами, посадив их на траву под шатер из больших кедров, которые затеняли их от блеска полной луны. И тогда начал он рассказывать о том, что проносилось внутри него: историю богов и героев, священные войны Индры и подвиги божественного Рамы.

Женщины и молодые девушки слушали его с восхищением. Рассказы эти длились до рассвета. Когда розовая заря поднялась из-за горы Меру и птицы начали щебетать в ветвях кедров, женщины и девушки возвратились украдкой в свои жилища.

Но на следующие дни, как только магическая луна показывалась из-за деревьев, они возвращались к большому кедру, еще более жаждущие. Кришна, видя, как женщин восхищали его рассказы, научил их мелодическому пению и изображению жестами высоких действий героев и богов.

Одним он дал лютни, струны которых отзывались трепетно на каждое движение души, другим - звучные кимвалы, передающие дерзновенную отвагу воинов, третьим - барабаны, издающие перекаты, похожие на гром. И, выбирая наиболее прекрасных из женщин, он оживотворял их своими мыслями.

Так, с простертыми руками, ритмически двигаясь, как в божественном сне, священные танцовщицы представляли то величие Варуны, то гнев Индры, убивающего Дракона, то отчаяние покинутой Майи. Таким образом битвы богов, которые Кришна созерцал внутри себя, оживали в этих женщинах, радостных и преображенных.

Однажды ранним утром Гопи удалились в свои жилища. Отзвуки различных инструментов и их радостно поющих голосов замирали в отдалении. Кришна, оставшийся в одиночестве, увидел, как две дочери Нанды - Сарасвати и Никдали - повернули обратно и приближались к нему. Подойдя к нему, они опустились на землю рядом с ним.

Сарасвати, обвивая шею Кришны своими руками, на которых звенели золотые подвески, сказала: "Научив нас священному пению и священным танцам, ты дал нам великое счастье, но нас ожидает такое же великое страдание, когда ты покинешь нас. Что станет с нами, когда мы более не увидим тебя? О, Кришна! Возьми нас в супруги, мою сестру и меня, мы будем твоими верными женами, и очи наши не будут страдать от разлуки с тобой". В то время, когда Сарасвати произносила эти слова, веки Никдали закрылись, словно она погружалась в экстаз.

 

- Никдали! Почему закрываешь ты глаза? - спросил Кришна.

- Она ревнует,- смеясь ответила Сарасвати,- она не хочет видеть, как мои руки обвивают твою шею.

- Нет,- ответила Никдали краснея,- я закрываю глаза, чтобы созерцать твой образ, который навеки запечатлелся в моей глубине, Кришна, ты можешь удалиться, я не потеряю тебя никогда.

 

Кришна глубоко задумался. С мягкой улыбкой освободил он себя из рук Сарасвати, страстно обхвативших его. Затем он пристально посмотрел поочередно на Сарасвати и Никдали и обнял их обеими руками сразу. Он запечатлел поцелуй сперва на устах Сарасвати, а потом на очах Никдали.

В этих двух долгих поцелуях молодой Кришна, казалось, вкусил и измерил все страстные переживания Земли. Затем он сказал:

- Ты прекрасна, Сарасвати, уста твои благоухают более амбры и более всех цветов Земли; ты очаровательна, о Никдали, веки твои скрывают тайну твоих очей, и ты умеешь смотреть в свою собственную глубину. Я люблю вас обеих. Но как могу я взять вас в супруги, если сердце мое должно разделиться между вами?

- Ах, он не полюбит никогда,- сказала Сарасвати с горечью.

- Я могу любить лишь вечною любовью. - Что же нужно, чтобы ты полюбил вечною любовью? - спросила Никдали с нежностью.

 

Кришна поднялся во весь рост, его глаза метали молнии. - Чтобы полюбить любовью вечною, - сказал он,- нужно, чтобы дневной свет погас, чтобы небесная молния упала в мое сердце и чтобы душа моя, вырвавшись из тела, вознеслась в самую глубину Небес!

В то время, как он это говорил, молодым девушкам казалось, что он вырастал на их глазах, и вдруг им стало страшно, и они, заливаясь слезами, пошли к себе домой.

Кришна направился в одиночестве к горе Меру. На следующую ночь Гопи вновь собрались под кедрами, но тщетно ожидали они своего Учителя. Он исчез, оставив им, как воспоминание о себе, как благоухание своего существа, священные песни и священные танцы…»

 

Ссылка для скачивания:  СКАЧАТЬ КНИГУ