Наука, Традиция, Ягра о возможностях и методах развития человека, часть 1

вкл. . Опубликовано в Наука и эзотерика

Поддержи нас в социальных сетях!

В статье Михаила Заречного рассказывается о русской традиции, внутренним пространстве, тонких телах, стадиях развития человека и этапах внутреннего тренинга, включающего самопознание, самоисцеление и самореализацию, феноменальных возможностях для развития, которые нам потенциально доступны. Для объяснения природы и лучшего понимания описываемых явлений используются несложные, но ёмкие и глубокие понятия современной квантовой физики.

Введение

В начале девяностых годов мне довелось побывать на семинаре, который проводила Наталья Петровна Бехтерева в Радиевом институте, Санкт-Петербург. Её доклад был посвящён обзору основных результатов и методов исследований человеческого мозга, выполненных как в Институте мозга человека, носящем ныне имя Натальи Петровны, так и в мире в целом.

 

После очень интересного и насыщенного информацией доклада настало время для вопросов, и я задал свой:

- Наталья Петровна, результаты, о которых вы рассказали, производят впечатление, они интересны и значимы. Однако нет ли у вас ощущения, что наука о мозге постепенно заходит в тупик? Поясню, почему возник такой вопрос. Методы исследований, о которых шла речь, способны выявить лишь статистические закономерности, присущие той или иной совокупности испытуемых или событий. А основная функция мозга, мысль в широком смысле, единична. Любая мысль уникальна и неповторима. Между тем, в современной науке нет аппарата для исследования разовых, уникальных явлений. Соответственно, самое главное всегда оказывается вне поля проводимых исследований.

Наталья Петровна неожиданно серьёзно отнеслась к прозвучавшему вопросу. Да, у неё есть ощущение, что наука о мозге заходит в тупик. Более того, пару лет назад она с коллективом соавторов написала статью о том, что мозг исследуется совершенно не адекватными феномену сознания средствами, и послала её в ряд наиболее авторитетных международных журналов, - но статья была всюду отклонена и так и не вышла. Уже после доклада Наталья Петровна подошла ко мне, поблагодарила за вопросы. Мы разговорились, и я задал ещё один вопрос:

- Большинство исследований мозга, о которых сегодня шла речь, напоминают мне исследование влияния порчи различных деталей телевизора на показываемое изображение. Дескать, мы можем понять, как создаётся изображение, ломая детали или меняя режим их работы, а из наличия зависимости изображения от состояния тех или иных элементов делаем вывод, что видимая на экране картинка создаётся внутри самого телевизора. Действительно, зависимость картинки от состояния деталей будет, ну и что? Изображение вовсе не создаётся внутри телевизора, в нём оно лишь трансформируется из невидимой для нас формы в видимую. Источник изображения остаётся вне поля исследований, хотя декларируется иное. Наталья Петровна, что вы скажете о данной метафоре?

Вместо ответа она сказала, что хотелось бы обсудить эти вопросы в другой обстановке, и пригласила в удобное для меня время приехать к ней.

Через несколько дней мы встретились. В ходе разговора Наталья Петровна подробно рассказала про случай, который её очень удивил. За год-два до этого в клинике Института мозга лежал получивший тяжёлые ранения спецназовец, который, согласно всем канонам медицинской науки, просто не должен был двигать ногами – у него был перебит спинной мозг, и как показывали многочисленные исследования, все сигналы, идущие по нервам, до ног не доходили. Но он ими двигал, вопреки всем канонам медицины! Объяснить этого никто не мог. Мы сошлись во мнении, что если не допущено ошибок в диагнозе, этот случай свидетельствует в пользу наличия ещё одной неизвестной науке системы управления телом, стоящий над нервами и идущими по ним сигналами.

Лишь много лет спустя после этой встречи мне стало понятно, о какой системе управления идёт речь, и что необходимо для её освоения. Оказывается, она давным-давно известна в различных традициях под разными названиями. Например, В. Э. Мешалкин в серии книг «Славянская гимнастика» именует состояние, возникающее при включении этой системы управления Лага (Ла – индивидуальная душа, га – частичка, означающая путь или движение). Лага не есть какое-то состояние, которое можно ясно описать словами, - оно включает в себя несоединимое, в нём происходит слияние внутреннего и внешнего, яви и сна, движения и покоя, твёрдости и текучести, знания и незнания, свободы и контроля… По всей видимости, движение тела в этом состоянии основано на том, что сигналы, идущие по нервам к мышцам, подчинены работе так называемых тонких тел, но не наоборот, как это имеет место в обычном для абсолютного большинства людей режиме.

К более подробному рассказу о подобных состояниях мы ещё вернёмся, а пока поясню, что имею в виду под тонкими телами.

 

Внутреннее пространство и тонкие тела

На каком-то этапе постижения себя возникает новая территория восприятия, на которую направляется значительная часть внимания – внутреннее пространство . Поначалу практикующий имеет дело со смутными ощущениями в теле, затем начинает ощущать тяги – силовые линии связи между основными суставами. Тяги обеспечивают согласованное движение всего тела, но не только это. Они составляют каркас, который субъективно воспринимается как ещё одно тело, которое как бы помещено внутри «скафандра» – физического тела. Какие-то части этого второго тела могут выходить за пределы физического, иногда на весьма приличное расстояние. Это внутреннее пространство состоит из ощущаемых потоков энергии, силовых линий, световых образов, набора способных к искривлению плоскостей, подобных страничкам в книге, линий связи между частями тела, - тяг, восьмёрок, осей, вихрей. С некоторыми оговорками на неоднозначность термина, эти вихри можно сопоставить с чакрами. Или стогнами, как они называются в славянской традиции.

Практически с момента появления первых проявлений внутреннего пространства могут стать интересными очень простые вещи – сидеть, лежать, ходить... А в какой-то момент начинаешь замечать, что в этом пространстве имеются звёзды и «пульсары», там возникают взрывы, которые сменяются относительно спокойным развитием и исчезновением уже не нужного. И становится ясно, что, изучая себя, ты изучаешь принципы организации Вселенной, причём не только видимой (физической) её части!

Как результат усилий по освоению внутреннего пространства каждое движение, каждый вдох, каждое действие или каждый жест постепенно становятся неповторимыми и уникальными. Человек начинает их творить, переставая следовать существовавшим в нем реакциям и стереотипам. Интерес смещается от подлежащего «освоению» объективного мира, к себе, творящему свое существование. Бытие перестает восприниматься как набор жизненных ситуаций, а становится постоянным становлением. Именно на этом этапе становится понятным, что такое обращенность внутрь себя. Это внутреннее измерение открыто для совершенствования и бесконечно чем-то удивляет...

Например, в какой-то момент приходит понимание, что упомянутые выше тяги, жгуты, вихри и плоскости являются лишь пространственной основой тонкого тела, у них есть ещё и информационно-управляющая составляющая, которая становится заметной чуть позже. Так, это второе тело ясно откликается на любые совершаемые с накалом действия людей и животных, даже когда они находятся вне поля зрения. Оно способно входить в резонанс с другими объектами, благодаря чему ты чувствуешь состояние скачущей по дереву птички, как самого себя, даже не смотря на неё. Именно с его участием приходят (сно)видения, в которых ты получаешь ясные ответы на самые значимые в жизни вопросы. Именно оно таит в себе возможность объединить в гармоничное целое ум, волю, чувства, инстинкты, тело. Именно оно даёт возможность войти в контакт с тем, что называется в русской традиции Сущей Правдой [1] , - миром ладной жизни и реализованного Совершенства, в котором каждый помогает всем остальным в дальнейшем раскрытии лучших качеств и обретении новых возможностей.

Правду сейчас часто путают с истиной, или достоверной информацией, однако этого делать не следует. Рефреном многих русских былин являются слова: «Правда на небе, а истина на земле». Истина на земле потому, что она у каждого существа своя, будь то амёба, собака или человек, это понятие включает оптику, через которую то или иное создание воспринимает мир, со всеми присущими ей недостатками и искажениями. А в основе слова «правда» лежит «правильное ведание» то есть понимание законов, на основе которых устроен мир. В тоже время, поначалу интуитивное ощущение Правды действительно у каждого своё, ведь связь с ней с уровня обыденного сознания обеспечивает индивидуальный колебательный контур, роль которого играет кристалл элементов внутреннего пространства.

Для нас, живущих на Земле, в мире Сущей Правды уже заготовлены проекты, архетипы, матрицы дальнейшего развития и возможного Совершенства. Однако насколько они воплотятся нами и через нас в жизнь, их «не волнует», хотя бы потому, что свободу воли никто не отменял, и человеческое существо вправе само определять направление происходящих с ним изменений. Это животные получают почти весь необходимый для жизни набор инстинктов и навыков «по праву рождения», - например, кот может быть совершенен в своих движениях без целенаправленной тренировки, но он не знает и не задумывается, как и почему он совершенен. А люди могут и должны не только задуматься о совершенстве, но и создать его в себе.

Совершенство должно волновать нас самих, если оно нам нужно. Встречное движение со стороны мира архетипов [2] есть, но оно обычно начинается лишь тогда, когда человек переходит от вынужденной эволюции к осознанной и стремится целенаправленно познать и проявить себя в самых высоких качествах, при необходимости жертвуя благами людского мира. Отмечу, что обретение контакта с миром Правды ещё не значит, что ты «всё знаешь и всё умеешь» - чаще всего ты чётко видишь идеал и путь к ему, однако для его воплощения в земную психофизику требуются немалые усилия.

Теперь подойдём к описанию роли внутреннего пространства немного с другой стороны. Что делает корпус подводной лодки или самолёта, когда мы опускаемся под воду или поднимаемся высоко в воздух? Прежде всего, он сохраняет нам участок пространства, в котором мы чувствуем себя комфортно и безопасно, экранируя воздействия внешней среды на нас. Не будь его, мы могли бы «слиться» с неблагоприятной средой и в результате погибнуть. Совершенно аналогичную роль играет внутреннее пространство по отношению к психическому окружению. Те, кто имеют его лишь в зачаточной форме, во многом являются пассивными продуктами среды, социума и генотипа. Они словно листья, носимые ветром. Как их воспитали, то из них и вышло, какие ценности внушили, тем они и следуют. Изменятся пропагандируемые ценности, которые кажутся «объективными», изменятся и их стремления. Всё, что подобные люди считают своим «богатейшим внутренним миром» - например, переживания от событий, фильмов, книг, увлечений, наборы предпочтений, взглядов на разные вопросы и любимых цитат, по сути являются детерминированными реакциями эго. Измерения внутренней свободы у них либо ещё нет, либо, что чаще всего, оно уже убито неправильной самоидентификацией, ложной матрицей целей и смыслов, и соответствующим укладом жизни.

Имея внутреннее пространство, человек уже в состоянии в какой-то мере сам выбирать маршрут движения, поскольку ему доступно управляемое взаимодействие с притягивающими и отталкивающими силами психического мира и социума. Он движется, словно корабль со слаженным экипажем, который разворачивает паруса под нужным углом к ветру и идёт в нужную сторону, при необходимости и галсами против ветра. Ему интересно то, что происходит в данный момент, и страх, усталость или упорный труд легко «сделать» интересными и притягательными, а комфорт и деньги совершенно безразличными. Отрешаясь от Доли и Недоли [3] и бесконечной, вызываемой пристрастиями эго болтанки между ними, человек находит Судьбу, как путь наилучшей реализации себя и мира. Можно сказать, что он исходит из ощущения Правильности, которое оказывается неизмеримо важнее сиюминутных выгод.

И ещё. Без защиты достаточно развитого внутреннего пространства идти в Навь (неосвоенное и неизвестное в себе и мире) опасно, особенно с эгоистическими мотивами. Взять там что-то полезное в этом случае едва ли удастся, а «скушать» могут запросто. Последнее чаще всего значит, что будет такой «искатель» жить в мороке, маясь какой-либо пустой заботой или бесполезным делом, при этом искренне считая, как много он получил у очередного «мастера» или в ходе «посвящения». И как долго это будет продолжаться, неизвестно. Могут быть варианты и похуже. Впрочем, оставаться в ценностях и смыслах современной глобальной цивилизации потребления ничем не лучше – они со всей определённостью обрекают индивида на тот же морок, суету и пустую растрату жизненных сил.

В ходе исследования внутреннего пространства рано или поздно возникает необходимость подчинения привычной нам «земной» психофизики законам работы тонких тел, что фактически означает постепенное включение индивидуального архетипа (матрицы) Совершенства. Ведь в случае функционирования системы управления, в основе которой лежит низшее я (эго), когда мы действуем из привычек и стереотипов, у более совершенной системы просто нет возможности проявиться. В этом случае она может включаться лишь изредка, например, в моменты серьёзной опасности или взлёта чувств, когда достигается необходимая «сборка» и соответствующая ей мера целостности.

По мере решения этой задачи и формирования работоспособных тонких тел и происходит перенос сознания в Высшее Я, издревле именующееся на Руси Азом. «Аз есмь» - это о нём. «Я – последнее слово в азбуке (ответ: да Аз первое)» – одна из древних русских приговорок про него. Когда мы говорим «ас», подразумевая человека, достигшего в каком-то деле совершенства, это тоже про Аз. И боги скандинавского эпоса недаром зовутся Асами, а мир, в котором они живут, именуется Асгард (город Асов). Если низшему я (эго) человека присущ ум, Азу присущ Разум. Каждый из нас в той или иной степени сталкивался с начальными проявлениями Аза, или Высшего Я – интуицией, состояниями радости, ясности, единения с миром, восторга и полноты бытия. Это ещё раз говорит о том, что найти и «включить» в себе Аз может любой из нас, кому это действительно необходимо. А отказ от этой заложенной в нас программы развития неизбежно ведёт к деградации и вырождению, все признаки которого сейчас налицо, особенно для представителей белой расы, большинство из которых давно потеряло связь с исконными народными традициями.

Пожалуй, более точного слова, чем магический кристалл, философский камень или чаша Грааля, для гармонично развитого внутреннего пространства и составляющих его тонких тел не найти. В свете изложенного нетрудно догадаться, что содержимое чаши Грааля или магического кристалла составляет Наследие Предков, которое включает все ценнейшие достижения тех, кто прошёл путь до нас.

Как соотносится внутреннее пространство и тонкие тела? Очень просто, внутреннее пространство – освоенная территория тонких тел. Освоенная не значит «смутно ощущаемая». Это означает предстающее перед внутренним взором структурированное и размеченное пространство, в котором отчётливо видны направления, опоры и плоскости. Без подобной разметки и структурированности пользы от него примерно столько, сколько от весов без стрелки или вольтметра без индикатора. Описания замка Грааля, избушки бабы Яги, карта Шамбалы, мандалы и янтры представляют собой не что иное, как карты внутреннего пространства на разных этапах его формирования, - но увидеть это (как и дальнейшие подсказки) может лишь тот, кто уже сформировал в себе аналогичные структуры. Для остальных мандалы и янтры так и останутся красивыми картинками, изображающими «энергетические структуры мира Богов». Здесь, как и в русских волшебных сказках или традиционной вышивке, священное измерение видит далеко не каждый, и нет ни малейшего смысла кого-либо убеждать, что оно там есть.

Итак, внутреннее пространство предстаёт как мощнейший инструмент познания, исцеления и реализации себя. Более того, в отсутствие внутреннего (магического) пространства решение этих задач практически неосуществимо, поскольку в этом случае нет как субъекта, так и инструмента познания. Как нет и необходимой защиты. Именно поэтому инициатические традиции древности ставили задачу обретения внутреннего пространства на одно из самых важных мест.

Быстрее всего формирование внутреннего пространства происходит в деятельности, требующей высочайшей точности и координированности движений всего тела при одновременном использовании других имеющихся ресурсов – мышления, воли, высокого внутреннего накала, правильной мотивации. Если уклад жизни подобной деятельности не содержит, необходимость в целенаправленном тренинге или хобби, включающем действия подобного рода, усиливается.

 

Ягра, Спас, Самоход

Освоение внутреннего пространства, о некоторых сторонах которого я сейчас пишу, происходило у меня в ходе освоения Исконной Традиционной системы Русов Ягра (см. www.yagra.ru ), под наставничеством замечательного проводника, Эдуарда Юрьевича Шпорта [4] (см. также « Введение в Ягру»). Нельзя сказать, что я преследовал именно эти цели, - скорее, было просто стремление постичь это искусство как таковое, без особой привязки к многочисленным даваемым этой системой плодам.

Один из многих смыслов слова Ягра, давшему название системе – игра со своим высшим Я, в ходе которого включается единый инициатический процесс самоисцеления, самопознания и самореализации. Эта игра напоминает мне игру всадника и коня, по ходу которой они всё больше и больше начинают понимать друг друга, выручать друг друга, радоваться друг другу. Иными словами, не особо важно, по каким причинам человек начал заниматься Ягрой – процесс занятий обеспечит продвижение и на пути самоисцеления, и на пути самопознания, и в самореализации. Другой, не менее важный смысл этого слова – «ягать Ра», то есть способствовать рождению в Духе. Исконное имя Духа у славян и русов – Ра, оно даёт корневую основу таким словам, как радость (достижение Ра), культура (культ Ра), красота, правда, и многим другим, характеризующим качества значительно более высокого уровня существования, чем средний земной.

Одна из функций Аза – Спас. Спас чаще всего включается в экстремальных, смертельно опасных ситуациях, когда требуется совершить единственно верные и ведущие к спасению действия при наличии огромного числа гибельных вариантов. Эго и рассудок на такое деяние не способны, а Спас не только предлагает единственно верное решение – он способен найти и мобилизовать все необходимые для спасения душевные и психосоматические резервы, и происходит это без всякого вреда для организма.

Наиболее последовательный и надёжный из известных мне способов вхождения в Аз – это пребывание в Самоходе, т.е. самоподдерживающихся за счёт стяжек и идущих из сердцевины внутренних толчков потока точных, цельных и адекватных ситуации движений и действий. Увы, описать Самоход нельзя – его можно только почувствовать. Множество образов русских волшебных сказок связано с обретением главным героем Самохода. Печка, на которой лежит Иван, а она сама идёт, меч-кладенец, который сам рубит врагов на любом расстоянии, топор – самосек, вёдра с водой, которые идут «по щучьему велению, по моему хотению», сапоги – скороходы… Сюжет про добывание героем сказки богатырского коня в подземелье или похищения жеребёнка у бабы Яги – тоже про обретение Самохода. Бессмертные пушкинские строки о мире Лукоморья

 

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой

 

- тоже про него.

Хочется подчеркнуть, что один из идеалов русской традиции – не безделье на печке, как это, к сожалению, многие до сих пор считают, а именно обретение Самохода, когда большие и маленькие дела делаются сами собой, «по щучьему велению, по моему хотению», при этом усталости почти не возникает, обычно происходит даже набор энергии. Тебе остаётся лишь поддерживать условия, при котором он возможен. А устойчивое пребывание в нём возможно лишь при ритмичном включении подпитки от инстинктивно-природной сферы (Спаса) в виде идущих из центра внутренних толчков.

В Самоходе нет автоматизма – даже любое повторяющееся действие предстаёт пред внутренним взором как новое, уникальное, первое и последнее. Не надо думать, что речь идёт исключительно о физических упражнениях – включение Самохода невозможно без работы с вниманием, волей, энергетикой, сверхбыстрым образным мышлением, чувствами и инстинктом. А начинается всё с постепенного обретения ладной цельности, то есть согласованности движения и взаимопомощи всех частей тела друг другу. Именно тело, словно двигатель первой ступени, позволяет создать кристалл ладных связей, на основе которого становится возможным постижение себя в прежде неведомых качествах.

Вероятно, есть и другие пути к высшему «Я», однако рассматривать их здесь и судить о них я не берусь, - отмечу лишь, что Ягра нацелена не на уничтожение эго как главного препятствия к проявлению высшего «Я», как это имеет место для абсолютного большинства других трансформационных практик. Она нацелена на усиление и регулярное включение высшего «Я», что автоматически приводит не только к снижению роли эго, но и его интеграции с Азом при главенстве последнего. Ладная интеграция начинается с внутреннего пространства, которое представляет собой зону, где могут одновременно проявляться и сотрудничать между собой эго, Аз и так называемый Свидетель. Это сотрудничество при ненавязчивом главенстве Аза приводит к постепенному «выдавливанию» всей находящейся в нас неправды, включая заблуждения, автоматизмы и всевозможные болезни.

Этот процесс запускается пребыванием в Самоходе. В ходе него и происходит включение единого центра управления, обеспечивающего точную и согласованную работу ума, чувств, воли, инстинктов… Все вместе они образуют Разум. На различных этапах этого процесса появляется способность к соединению в себе несоединимых на первый взгляд качеств, обретение предугадывающего события мышления и особой формы внимания, способной одновременно охватывать множество объектов и явлений как снаружи, так и внутри нас. А так же естественной грации и красоты движений, жизненной энергии и живости, возможность получения достоверных личных ответов на «вечные и проклятые» вопросы, самоисцеления, нахождения и реализации своего Истинного Призвания…

 

Взгляд науки

Нашей дальнейшей задачей станет попробовать понять природу подобных, на первый взгляд невероятных, возможностей развития человека и обрисовать мостик, связывающий науку, Традицию и практический тренинг. Как основу для решения этой задачи мы будем использовать последние достижения квантовой физики и связанные с ними не сложные, но очень глубокие термины.

Сразу отмечу, что даваемое квантовой физикой средства описания относятся не только к микромиру. За последние 10-15 лет изменилось само понятие «квантовая теория». Если почти до конца 20 века оно связывалось лишь с дискретностью энергообмена или дуализмом «волна-частица», то теперь квантовая теория рассматривает связи между частью и целым, обмен энергией и информацией, взаимные переходы между непроявленной квантовой реальностью и наблюдаемым классическим миром. Главным в современной квантовой теории является понятие «состояние»; для всего, что может быть охарактеризовано как состояние, можно надеяться применить квантовые методы. Тем самым квантовая теория [5] неизмеримо расширила сферу своего возможного применения.

Если классическая физика смогла предложить лишь концепцию общего для всех мира с единым пространством-временем, то современная квантовая теория предполагает наличие различных уровней реальности, каждый из которых отвечает своему миру, своему, как говорят физики, пространству событий. В любом из этих миров могут существовать свои объекты и свои «обитатели», там может быть характерная только для этого мира метрика пространства-времени.

То, что представлялось нам субъективным – например, эмоции или мысли – может теперь рассматриваться как объективные состояния соответствующих уровней реальности. Человек предстаёт как сложнейшая многоуровневая система, соединяющая физический мир, мир ощущений, эмоций, ментальных состояний… За всем этим скрывается не имеющий определённых свойств, но создающий в ходе взаимодействия между своими частями все сущее Единый Квантовый Источник Реальности.

Не правда ли, это очень напоминает то, что известно нам из древних откровений, Вед, Буддизма, Каббалы, Шаманизма…?

Значение этого трудно переоценить. Из классической, материальной картины мира естественным образом вытекало представление о человеке как о венце эволюции, которому только и остаётся, что манипулировать силами природы ради своего удобства. Такая идеология с очевидностью заводит человечество в тупик. Среди американцев ходит вопрос-шутка, - когда наступит конец света? Ответ – когда у каждого китайца будет по автомобилю. Действительно, элементарный расчёт показывает, что если всё население земного шара достигнет уровня потребления Америки, разведанных запасов полезных ископаемых хватит лишь на несколько лет.

Из квантовой картины вытекает совершенно иное представление о месте человека в мире и стоящих перед ним задачах. В версии автора этих строк, которая обобщает групповой и индивидуальный научный, мистический и экстремальный опыт группы близких по духу людей, человек предстаёт как существо, находящееся примерно в середине эволюционной лестницы, с безграничными потенциальными возможностями.

И наиболее важно, что квантовая картина мира способна дать эффективную мировоззренческую опору любому стремящемуся реализовать свои возможности человеку.

Подробнее об этих и других вопросах можно прочесть в моей книге «Невидимая глубина Вселенной» и ряде других публикаций на сайте "Познающий Поле", сейчас же обрисуем ключевые концепции и понятия, способные стать мостиком, соединяющим науку, традиционное мировоззрение и практический тренинг.

 

Квантовая суперпозиция и формы внимания

Начнём с понятия квантовой суперпозиции . Согласно классической физике, исследуемый объект находится лишь в каком-то одном из множества возможных состояний. Он не может пребывать в нескольких состояниях одновременно, нельзя придать смысл сумме состояний. Если я нахожусь сейчас в комнате, я, стало быть, не в коридоре. Состояние, когда я нахожусь и в комнате, и в коридоре, невозможно. Я ведь не могу в одно и то же время находиться и там, и там! И не могу одномоментно выйти отсюда через дверь и выпрыгнуть в окно: я либо выхожу через дверь, либо выскакиваю в окно. Очевидно, такой подход полностью согласуется с житейским здравым смыслом.

В квантовой механике (КМ) такая ситуация является лишь одной из возможных. Состояния системы, когда реализуется только один из множества вариантов, в КМ называют смешанными, или смесью. Смешанные состояния – наиболее привычные для здравого смысла состояния, это именно та материя, которая воспринимается нашими органами чувств и техническими устройствами. В них система может быть с определенной вероятностью обнаружена в одном из состояний, но никак не в нескольких состояниях сразу.

Однако известно, что в природе имеет место и совершенно другая ситуация, когда объект находится в нескольких состояниях одновременно. Иными словами, происходит наложение двух или большего числа состояний друг на друга без какого-либо взаимного влияния. Например, экспериментально доказано, что один объект, который мы по привычке называем частицей, может одновременно проходить через две щели в непрозрачном экране. Частица, проходящая через первую щель, - это одно состояние, та же частица, проходящая через вторую, - другое. И эксперимент показывает, что наблюдается сумма этих состояний! В таком случае говорят о суперпозиции состояний, или о чисто-квантовом состоянии. Экспериментально доказано, что состояние суперпозиции может относиться как к отдельным частицам, так и системам, содержащим громадное количество частиц, - сложность систем не имеет никакого значения.

Какое отношение к вопросам постижения себя имеет состояние квантовой суперпозиции? Дело в том, что человек идёт в своём развитии от периферии, то есть мира феноменов, к центру, их источнику, для попадания в который ему необходимо преодолеть барьеры в виде одновременного охвата различных сторон одного и того же явления. Первым барьером является необходимость выхода за рамки всем известных полярностей – внутреннего и внешнего, победы и поражения, силы и слабости, своего и чужого, любви и строгости, напряжённости и расслабленности, контроля и свободы и т.д. А что позволяет не только объединить эти состояния, но и выйти за их рамки к Источнику? Только состояние суперпозиции, и возможность управляемых переходов из состояния суперпозиции в смесь и обратно. Это даёт, к примеру, возможность не «скакать» между противоположными качествами, а находиться в них одновременно, быть одновременно активным и восприимчивым, пластичным и твёрдым, дающим и берущим.

В ряде случаев может происходить не только «одновременное» проявлении противоположных качеств, но и их ритмичное и согласованное изменение, наподобие дыхания. Иначе говоря, когда есть два полюса, в которых находишься одновременно, возникает и центр, который может восприниматься или как источник, или как «золотая середина». Так, применительно к паре напряжение-расслабление, подобное состояние между ними с возможностью мгновенного перехода в любое из них, было хорошо известно в древности и именовалось на Руси ослябей (от него, кстати, происходит имя одного из героев Куликовской битвы). В наиболее контрастном облике это игла внутри ваты, способная мгновенно возникать и немедленно исчезать. А применительно к паре левое-правое важнейшим условием достижения состояния суперпозиции является согласованность изменения левой и правой частей тела при существовании постоянного натяга (т.е. взаимодействия) между ними.

 

Следует ли сказанное выше понимать, что индивид, освоивший перевод пары полярностей в состоянии суперпозиции, становится «никаким», то есть ни добрым, ни злым, ни холодным, ни горячим…? Ни в коей мере. Наоборот, только найдя в себе источник противоположностей и осознав возможность рождения, сохранения, уничтожения любого из противоположных качеств можно стать цельным, то есть единым в многообразии проявлений и многообразным в единстве. И проявлять именно те качества, которые позволяют быть в ладу с богом, собой и ситуацией.

Можно ли целенаправленно развивать в себе эту особую форму внимания, охватывающую одновременно множество сторон происходящего? Да, можно. Только делать это необходимо не с уровня обыденного сознания, которое не имеет ресурсов для их освоения, и даже не в медитации, если понимать под ней концентрацию, взаимодействие с образами или растворение в них (как и в пустоте). Для успеха необходимо уметь находиться в Самоходе, для устойчивого пребывания в котором необходимо ритмичное включение идущей изнутри подпитки от Спаса, то есть возможностей инстинктивно-природной сферы. Эта подпитка проявляется не только в виде снабжения необходимой энергией, - идущие изнутри толчки несут эволюционные возможности, способности и таланты, которые отсутствуют в обычном состоянии. Как этого достигать, не подвергая себя опасности и при этом набирая энергию, составляет одно из замечательных «ноу-хау» Ягры.

На первый взгляд кажется, что полярностей очень много и выход за их рамки может затянуться на неопределённый срок, однако это не так. Практика показывает, что для решения этой задачи достаточно развить в самоходе соответствующую форму «3х-голового» внимания и попутно нормализовать циклы «восприимчивость-активность» и «взял-отдал». Это означает, что восприимчивость и активность должны спонтанно и ритмично сменять друг друга во временных циклах разного масштаба, а получение впечатлений и их отпускание становятся подобным ритмичному дыханию, когда за вдохом неизбежно следует выдох. Как побочный результат приложенных усилий на этой стадии (переход 2 в 3) у практикующего постепенно появляется свой вечно творимый Путь, который проходит между правым и левым, явью и сном, Долей и Недолей… Как только он исчезает (поначалу это происходит регулярно) – возвращаются автоматизмы и бессознательность, способная маскировать себя и как здравый смысл, и как анализ возможных вариантов.

Вместе с Путём появляется и Судьба – но уже не как Рок [6] , а как одухотворённая сила, нить Ариадны, клубочек русских сказок, следование которой приводит к максимальной реализации как нас самих, так и окружения. Отметим, что до этого момента Пути нет и быть не может хотя бы потому, что нет самого субъекта, что бы индивид не думал и не говорил. У него есть лишь детерминированные реакции эго, включающие стремление получить Долю в той или иной форме (включая такие, как желание успешно реализоваться, любить, узнать) и избегнуть Недоли, что приводит к бесконечной смене одного на другое. Кстати, последнее утверждение непосредственно следует и из законов квантовой физики: если система характеризуется набором состояний, между которыми есть взаимодействие, она будет бесконечно и прогнозируемо осциллировать между ними. Лишь переход к управляемому взаимодействию с имеющимися состояниями и приводит к попаданию в надсистему и соответствующему выходу из предопределённости.

Отметим также, что управляемый переход в состоянии суперпозиции и обратно возможен для любого числа состояний одновременно, а не только для пары противоположных качеств. Перевод в состоянии суперпозиции пары полярных качеств – это только начало. Как показывает проведённый нами в статье "Этапы развития человека в русских волшебных сказках и слои традиционного общества" анализ, дальнейшее эволюционное продвижение требует умения переводить в состояние суперпозиции набор из 6, а затем и из 12 различных состояний, тем самым формируя в себе их общий источник. Именно так обретается Цельность всё более и более высокого порядка. Например, в одно целое могут быть соединены состояния ума, инстинктивной сферы и чувств, вместе образующие Разум. А Разум в дальнейшем должен обрести единство с телом и Душой, образуя цельность ещё более высокого уровня. Лишь достигнув этого, Человек по праву становится царём и опорой (Азом) всех до того разрозненных своих ипостасей. Нетрудно заметить, что указанный выше ряд чисел в точности совпадает с числом голов у Змеев, с которыми приходилось биться героям русских волшебных сказок.

Что необходимо, чтобы наступило состояние суперпозиции? Как вообще осуществляются переходы между суперпозиционными и классическими состояниями? Квантовая теория и множество экспериментов показывают, что эти переходы происходят в ходе обмена информацией, происходящим при взаимодействии между интересующими нас подсистемами. Обмен информацией и взаимодействие с позиций современной квантовой теории являют собой две грани одного и того же процесса, и если получаемой в ходе взаимодействия информации достаточно для разделения компонент суперпозиции, то суперпозиционное состояние исчезает и переходит в смесь.

Таким образом, из современной квантовой теории вытекает, что в основе наблюдаемой реальности лежит нелокальная и «невидимая» квантовая реальность, которая становится локальной и «видимой» в ходе происходящего при взаимодействии обмена информацией и сопутствующей этому процессу фиксацией состояний.

Иначе говоря, квантовый объект не обладает характеристиками изначально, его видимые характеристики возникают лишь в ходе взаимодействия с наблюдателем или окружением. Если они и существуют, то только как набор находящихся в состоянии суперпозиции потенциальных возможностей. Отметим, что привычный шаблон мышления говорит другое – эти характеристики есть, мы их просто пока не знаем.

Михаил Заречный

 

Примечания

[1] Этот мир имеет много других названий – Шамбала, Авалон, Беловодье, Лукоморье, Чистая Земля, мир идей (точнее, эйдосов) Платона, Высший Манас и т.д.

[2] Мы исходим из понимания архетипа как проекта и идеальной модели результата процесса развития.

[3] Доля и Недоля – помощницы славянской богини судьбы Макоши (мать коша, то есть судьбы). Доля на рисунках и вышивках традиционно располагается справа от неё, Недоля – слева.

[4] Пользуясь случаем, выражаю Э.Ю. Шпорту глубочайшую признательность, в том числе за множество подсказок, которые были использованы при написании этой статьи.

[5] Здесь и далее мы преимущественно говорим о т.н. экзистенциальной интерпретации квантовой механики, основные положения которой были сформулированы Войцехом Зуреком (W.H. Zurek), обобщившем в 2001 году результаты большого числа теоретических и экспериментальных исследований перехода классических состояний в квантовые и обратно.

[6] Рок это то, что случится наверняка, например, наступит зима.


Конец 1-ой части, продолжение следует...