Как было записано "Сокровенное сказание о Беловодье"
В монастыре нас встретили очень радушно, как старых знакомых, ибо мы были там уже а 1890 году летом и прогостили неделю. Кроме того, отнеслись к нам более чем сердечно, так как уважали нашего отца за его любовь к монастырю, за искреннюю веру, жертвенность и многократную помощь монастырю советом и делом. При посещении игумена, я, между прочим, просил дать мне возможность беседовать с одним из начитанных монахов, который помог бы мне разрешить ряд вопросов, возникших при чтении Евангелия и в обыденной жизни.
-- К примеру, какой вопрос может интересовать тебя? -- спросил игумен.
На это я упомянул о двух вопросах, которые несчетное число раз задавал очень и очень многим, но не получал, по моему разумению, удовлетворяющего ответа.
1. Не сомневаясь, что сила, исходящая от Иисуса Христа, исцелила женщину, страдающую кровотечением, пробуждала умерших, изгоняла бесов, исцеляла больных, я хотел бы знать, не сказано ли где в житии святых угодников, творивших тоже немало чудес, что-либо более подробно об этой божественной силе?
Игумен ответил:
-- Богу Господу все возможно и Его пути неисповедимы, и чем искреннее мы будем верить, тем счастливее будем.
На это я, в свою очередь, сказал:
-- В Евангелии сказано: "Стучите -- и откроется вам, просите -- и дастся вам". Поэтому я и стремлюсь говорить с духовно начитанным и развитым человеком, для получения желательных пояснений.
2. Чем возможно объяснить, что в 1885 году иеромонах, сопровождавший чудотворную икону Вышенской Божьей Матери, предсказал моей матери, что молитва ее Владычицей услышана и ее желание исполнится, что, действительно, и свершилось через 18 месяцев. Мать просила даровать ей дочь -- и таковая родилась.
На это игумен сказал:
-- Инокам и вообще людям богатым духоразумением, Божественные Силы много больше открывают, чем другим.
Затем игумен, поговорив о красоте духовной жизни, по отечески отнесся ко мне, сказал, что даст мне возможность говорить с весьма начитанным иноком, но что в духовных интересах моих желает, чтобы я больше верил и меньше умствовал.
После вечерней службы подошел ко мне послушник и сказал, что после ужина он проводит меня к иеромонаху Владимиру, желающему со мною беседовать.
Иеромонах встретил меня очень приветливо. Двухчасовая беседа прошла незаметно.
На другой день было 15 июля, день нашего Ангела. После молебна мы встретились вновь. Между прочими вопросами я спросил: известна ли ему легенда о замке Грааля и как нужно понимать ее? На это иеромонах Владимир сказал, что легенда западных народов интересна и поучительна и что она, как и многие другие легенды, имеет свое основание и таит в себе глубокий смысл. Легенда эта, как и большинство других, изложена символически и доступна пониманию каждого, в зависимости духоразумения.
Я спросил:
-- Нет ли у нас подобной легенды?
Через некоторое время иеромонах Владимир ответил:
-- Легенды не знаю, но мне лично доверено одно древнее сокровенное сказание о Беловодье, которое я мог бы некоторым образом, по духовному смыслу, сопоставить этой легенде, несмотря на первый взгляд кажущееся различие сюжетов.
Я очень просил рассказать мне это сказание, но иеромонах Владимир молчал. Почувствовав в душе, что у него возникло какое-то сомнение, и видя, что он все еще не отвечает, я не задумываясь, вновь повторил свою просьбу, сказав, что если знание сказания к чему-либо обязывает, то я заранее обещаю исполнить любое требование.
На это иеромонах Владимир ответил:
-- Ты первый, который просишь меня поведать это сказание. Я чувствую, что ты особый счастливец, тебе я могу его доверить, зная, что поставленное условие обета молчания ты соблюдешь. Передать в первый раз это сказание ты имеешь право лишь тому, кто усиленно тебя об этом будет просить. После этого обет молчания снят. Но это будет не скоро... В это время ты будешь, пожалуй, старше меня! Теперь же мне исполнился 61 год.
Сам, по своей воле, до тех пор не рассказывай его никому, -- не поймут и тебе будет тяжко... Да и в будущем, только редким, смысл его будет доступен...
Вечером пойдем в бор, там на приволье достойней касаться высоких вопросов, к разумению которых хотя и стремится душа, но в силу своего еще недостаточно развитого сознания, обнять пока не может.
Вечером после ужина, захватив с собою карандаш и тетрадь, я встретился с иеромонахом Владимиром. После нескольких минут ходьбы мы были в чудном бору, окружающем обитель.
Усевшись на пень, иеромонах Владимир начал свой рассказ. Испросив разрешение, я дословно записывал.
Иеромонах Владимир иногда вставал, ходил и вновь садился. Продиктовав несколько предложений, он попутно высказывал свои соображения и отвечал на мои вопросы.
С его слов, сказание было доверено ему лет 30 тому назад, на последней исповеди, старым монахом и могло быть им, в свою очередь, передано лишь тому, кто об этом будет просить, в противном же случае и он обязан передать сказание, по счету от начала в 28 раз, лишь почувствовав скорость кончины, своему духовнику.
Он в памяти много раз воскрешал сказание и стремился проследить и пройти описываемый в нем путь, причем дерзал воображать себя на месте отца Сергия. При этом он всегда ощущал приятный душевный трепет, иногда даже дивные чувства, граничащие с блаженством... и время текло незаметною.
Когда стало темнеть, мы прекратили писание. Я передал иеромонаху Владимиру написанное -- с просьбой проверить.
На третий день работа была окончена.
Продолжая по вечерам беседовать с иеромонахом Владимиром, я пробыл в обители еще несколько дней.
От души поблагодарив иеромонаха Владимира за чудные, незабвенные часы бесед и получив благословение, с чувством большого удовлетворения, счастливый и довольный, покинул я гостеприимную обитель.